ВЕНУТИ Джо - ВЕНУ́ТИ (Venuti) Джузеппе (Джо) (1 сентября 1904 - 14 августа 1978, Сиэтл), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (скрипка), руководитель ансамбля.
Родился на пароходе трансатлантической линии во время переезда его родителей (эмигрантов из Италии) в США. Рос в Филадельфии, еще в детстве получил основательное музыкальное образование. В 1923 получил первый ангажемент. В 1925-33 выступал с гитаристом Эдди Лангом (сделал с ним многочисленные грамзаписи, в том числе дуэтные, принесшие ему широкую известность).
В 1920-30-е годы играл в ансамбле «Реда» Николса «Five Pennies» (1926-28, 1932) - вместе с братьями Томми Дорси (см. ДОРСИ Томас) и Джимми Дорси (см. ДОРСИ Джеймс), Гленном Миллером (см. МИЛЛЕР Гленн), Джеком Тигарденом, Бенни Гудменом (см. ГУДМЕН Бенни) и другими, выступал в различных оркестрах. Кроме того, с 1926 руководил собственным ансамблем «Blue Four», с 1931 возглавлял олл-стар-бэнд (совместно с Э. Лангом, при участии Чарли и Дж. Тигардена, Б. Гудмена, Фрэнка Синьорелли, Нила Маршалла). После успешного турне в Великобританию (1934) постоянно гастролировал в течение двух десятилетий со своим оркестром, затем концертировал преимущественно с малыми составами в клубах Лос-Анджелеса, Лас-Вегаса и Сиэтла, играл в танцевальных оркестрах, неоднократно участвовал в музыкальных радиопрограммах и кинофильмах. В 1968 с большим успехом выступал на джазовом фестивале в Ньюпорте. Много записывался, большинство записей представляет собой ценнейшие фонографические документы истории джаза (например, Encyclopedia Of Jazz On Records, vol. 1),
Джо Венути принадлежал к числу первых значительных джазовых скрипачей. Стилистически связан прежде всего с традиционным джазом (диксиленд (см. ДИКСИЛЕНД), чикагский стиль) и ранним свингом (см. СВИНГ). Яркий солист-импровизатор, виртуоз с подлинно джазовой манерой игры и высокой культурой звука. Вероятно, раньше других музыкантов достиг в исполнении на скрипке специфически джазовой выразительности (знаменательный факт, если учесть, что этот инструмент в течение длительного времени не считался характерным для джаза и что многие скрипачи инстинктивно привносили в джаз традиционно связанные с практикой ее использования приемы игры, идущие от музыки кантри (см. КАНТРИ), коммерческой развлекательной музыки, цыганского фольклора и тому подобного). Проявил большую изобретательность в области скрипичной исполнительской техники, звукоизвлечения. В частности, реконструировал смычок таким образом, чтобы он мог одновременно охватывать все струны на грифе, и на этой основе разработал оригинальные приемы виртуозного исполнения аккордовых последовательностей, арпеджио, пассажей. Со своим ансамблем исполнял джазовую музыку рафинированного, камерного типа.
Является также основоположником камерного дуэтного джазового ансамбля с участием оркестра и гитары (с Э. Лангом). Идею ведущей роли солирующего дуэта развивал и на базе комборазличных типов, а также расширенного оркестрового состава. Оказал заметное влияние на многих скрипачей свинга (см. СВИНГ) и модерн-джаза (см. МОДЕРН-ДЖАЗ) в США и в Европе (один из самых известных европейских последователей Венути - датский скрипач Свенд Асмуссен, создавший вместе с гитаристом Ульриком Нейманном в конце 1930-х годов оркестр по образцу олл-стар-бэнда Венути - Ланга).